Трансмиссивная венерическая саркома экстрагенитальной локализации

Трансмиссивная венерическая саркома экстрагенитальной локализации

Авторы: Н. А. Игнатенко, кандидат ветеринарных наук, г. Киев.

Вступление

Трансмиссивная венерическая саркома (венерическая гранулема, инфекционная саркома, собачья кондилома, трансмиссивная лимфосаркома, трансмиссивная ретикулоэндотелиальная опухоль и др.) – уникальная онкологическая патология, характерная только для собачьих (собак, волков, койотов, лис), передающаяся преимущественно половым путем посредством имплантации аллогенных опухолевых клеток в слизистую оболочку реципиента и проявляющаяся наиболее часто в области гениталий у собак. С онкологической точки зрения новообразование удивительно возможностью передачи, которая была доказана еще в 1876 году российским исследователем Новицким.

Кроме полового контакта, опухоль может трансплантироваться при вылизывании, обнюхивании, царапании, укусах (если животное вылизывало сначала пораженные гениталии, а затем себя или другое животное с поврежденными слизистыми оболочками) [2]. Трансмиссивная венерическая саркома передается только путем имплантации опухолевых клеток; ее вирусная природа, несмотря на многочисленные исследования, не была доказана [3, 4]. Современные генетические исследования трансмиссивной венерической саркомы показывают, что опухолевая клетка превратилась в трансмиссивного паразита, который является старейшей из соматических клеток млекопитающих, продолжающих находиться в состоянии непрерывного распространения. По данным различных авторов, возраст опухоли колеблется между 250 и 2500 лет [13, 21].

Наиболее часто болеют некастрированные животные репродуктивного возраста. Венерическая саркома может встречаться в любом возрасте, но чаще заболевание регистрируется в возрасте от 2 до 5 лет. Породной предрасположенности не отмечается. 

Клиническая картина

Характерным клиническим признаком является появление геморрагических выделений из наружных половых органов как у кобелей, так и у сук. При осмотре визуализируются единичные или множественные новообразования размером от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров, иногда напоминающие соцветия цветной капусты, у кобелей наиболее часто в области головки и луковицы полового члена, у сук – в преддверии влагалища [2, 5, 8, 9]. Рис. 1, 2

Экстрагенитально новообразования могут располагаться на коже в области головы и рта [1, 5, 7, 8, 9], в носовой полости [6, 7].
Как правило, опухоль ведет себя локально агрессивно, нечасто метастазируя, однако описано метастазирование в региональные лимфатические узлы в 5–17% случаев, а также возможно метастазирование в печень, селезенку, гипофиз, головной и костный мозг [22].

Диагностика и дифференциальная диагностика:

Диагностика новообразования, расположенного в половых органах, не представляет затруднений даже посредством клинического осмотра, поскольку клинические проявления в наружных половых органах очень характерны.
  
Но при их отсутствии и наличии поражений в нехарактерных участках (кожа, слизистые оболочки, носовая полость) клинической картины будет недостаточно.
Для верификации диагноза проводится цитологическая диагностика, в редких случаях –гистологическое исследование, в сложных случаях, особенно если новообразование расположено не в характерной области, могут потребоваться дополнительные иммуногистохимические исследования.

Поскольку трансмиссивная венерическая саркома – новообразование гистиоцитарного происхождения, то для идентификации используется определение экспрессии виметина, лизоцима, альфа-1-антитрипсина [22].

Цитологически венерическая саркома относится к группе круглоклеточных опухолей, к которым также относятся лимфомы и мастоцитомы. Именно строение опухоли породило такое большое количество ее названий: Sticker [17] в 1906 году ошибочно называл ее контагиозной лимфосаркомой; De Monbreun, Goodpasture [3] (1934) и Rust [4] (1949) называли венерическую саркому лимфосаркомой; Mulligan [18] (1949) описывал ее как гистиоцитому; Nanta [19] и коллеги называли новообразование инфекционной гранулемой; Moulton [20] (1990) описал ее круглоклеточной саркомой ретикулоэндотелиального происхождения.

Поэтому в списке дифференциальных диагнозов при расположении новообразования не в наружных половых органах будут находиться наиболее часто встречаемые круглоклеточные опухоли: лимфома, мастоцитома, гистиоцитома, беспигментная меланома.

Терапия

Новообразование успешно поддается многим методам лечения, но самым эффективным способом терапии является химиотерапия. Как правило, используется монотерапия винкристином, в случаях резистентности проводится полихимиотерапия с комбинацией винкристина, циклофосфана и/или доксорубицина. В более ранних публикациях отмечалась высокая чувствительность опухоли к комбинированным схемам терапии: винкристин + циклофосфан или винкристин + метотрексат. Однако впоследствии использование циклофосфана и метотрексата в монорежиме показало их неэффективность.

В случае единичного ограниченного поражения возможно его хирургическое удаление. Частота рецидивов после удаления составляет 30–75%.

Описана также чувствительность опухоли к пироксикаму, криохирургии, электрохирургии, лазерной коагуляции [22].
Также встречаются упоминания о применении электрохимиотерапии с блеомицином, облучении очагов опухоли, использовании вакцины БЦЖ в клинических случаях венерических сарком, резистентных к применению стандартной химиотерапии .

Прогноз

Поскольку в большинстве случаев опухоль обладает локально инвазивным характером, прогноз, как правило, благоприятный, и новообразование успешно поддается терапии. Описаны также единичные случаи спонтанного излечения от трансмиссивной венерической саркомы [22]. Вероятность рецидивирования крайне низка.

В данной статье описаны пять случаев экстрагенитально расположенной трансмиссивной венерической саркомы. Поскольку во время химиотерапии не наблюдалось отрицательной динамики ни в общем анализе крови, ни в биохимических показателях у всех пяти животных, то в качестве примера данные приводятся только в первой истории болезни.

Клинический случай 1

Беспородная сука в возрасте приблизительно 4 лет была найдена на улице (05.11.2012), у нее была установлена вторая половина беременности, обнаружены симметричные поражения кожи и мягких тканей на тазовых конечностях в области скакательных суставов (рис. 3). Влагалище и половые пути не были поражены.

Поверхностное цитологическое исследование оказалось неинформативным (были выявлены лишь признаки пиогранулематозного воспаления). Однако по рисункам 4–5 можно наблюдать, как в течение месяца до момента родов новообразование быстро прогрессировало.


На прием животное поступило после родов (15.12.2012). Во время клинического обследования в общем состоянии пациента отклонений от нормы выявлено не было: аппетит сохранен, упитанность средняя, животное активно. Наблюдались обширные симметричные образования на тазовых конечностях в состоянии некроза (рис. 4, 5). На рентгенограмме (рис. 6) поражения костных структур выявлено не было.

Были отобраны образцы тканей для цитологического и гистологического исследований. На рис. 7, 8 изображена микроскопическая картина препаратов из полученных образцов.

Цитологическая и гистологическая картина соответствовали диагнозу «трансмиссивная венерическая саркома».

Лечение

Животному была назначена химиотерапия в монорежиме винкристином в дозировке 0,75 мг/м2 с недельным интервалом. Полное излечение произошло после семи инъекций препарата. Динамику уменьшения новообразования в период лечения можно проследить на рис. 9–15, где изображены левая (а) и правая (б) тазовые конечности после введения винкристина в указанные дни.




Проводилась также сопутствующая инфузионная терапия. Животное хорошо переносило химиотерапию. Рвота наблюдалась однократно после четвертого введения винкристина. Была назначена симптоматическая терапия (внутривенная инфузия раствора Рингера в дозе 60 мл/кг массы тела в сутки и введение метоклопрамида), в результате которой в течение суток наступило клиническое улучшение. Между 5-м и 6-м введениями винкристина у собаки наблюдались: повышение температуры до 40,10С, вялость, апатия, геморрагические выделения из влагалища, при ультразвуковом исследовании брюшной полости выявлен эндометрит, при цитологическом исследовании отделяемого также отмечена картина, характерная для воспаления эндометрия. Было назначено введение цефтриаксона (внутримышечно) и метронидазола (перорально) в дозах 20 мг/кг и 10 мг/кг массы тела соответственно. Оба препарата вводились дважды в сутки в течение 7 дней. Увеличен интервал между сеансами химиотерапии до 10 дней. После окончания химиотерапии животному была проведена овариогистерэктомия. Признаков опухолевого процесса в яичниках и матке выявлено не было.




Динамику изменений гематологических показателей можно увидеть в таблице 1.

Поскольку описанное в статье животное беспризорное и было подобрано с уже запущенной стадией заболевания, то не известно, как и когда произошло заражение венерической саркомой, почему поражения располагались симметрично в области скакательных суставов. Так как поражения полового аппарата выявлено не было, можно предположить, что заражение произошло вследствие укусов в указанных областях.



Автор: 
Рубрика:  Онкология